Дополнительное профессиональное образование врачей и результаты клинической практики (аналитическое онлайн-исследование)
https://doi.org/10.53432/2078-4104-2022-21-1-62-70
Аннотация
ЦЕЛЬ. Изучение мнения врачей-офтальмологов в области определения полноценности программ обучения, представленных на портале непрерывного медицинского образования (НМО), их значимости и влияния на процесс получения знаний в современных условиях, в которых преобладают гибридные формы обучения.
МЕТОДЫ. Многоцентровое научно-аналитическое выборочное поперечное наблюдательное исследование проведено в период с июня по сентябрь 2021 года на основании данных онлайн-анкетирования врачей-офтальмологов Российской Федерации с разным стажем и/или опытом работы, осуществляющих свою деятельность в учреждениях разной формы собственности. Подготовленная анкета включала две группы вопросов: общестатистические данные и специальные вопросы, связанные с проблематикой «глаукома».
РЕЗУЛЬТАТЫ. В исследовании приняли участие 1113 врачей-офтальмологов клиницистов (88%), со средним врачебным стажем 18 (0; 50) лет, не имеющих врачебной категории (35%) и местом основной работы в поликлинике (77%). По результатам опроса 46% респондентов дают высокую оценку содержательности образовательных программ, 35% — отрицательную.
При выборе лечебно-диагностической тактики доктора отдают предпочтение собственному клиническому опыту (36,4%), а главный источник знаний на сегодняшний день — циклы НМО (30,8%). По мнению респондентов, достижение целевого уровня офтальмотонуса в клинической практике находится в районе 71%, чему способствует комплексный подход в лечении (47%). В то же время, по предположениям 71% опрошенных специалистов, только 25% пациентов достигает давления цели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Репрезентативность выборки не представляет сомнений. Регистрация на портале НМО, в целом, не зависит от стажа работы, отношения к образовательным структурам и места работы. С увеличением стажа работы отмечается увеличение количества положительных ответов, характеризующих информационную полноту циклов НМО (от 39,7% до 61,8%). Программы НМО в области изучения глаукомы и сочетанной офтальмопатологии требуют адаптации с учетом имеющихся персональных навыков врачей-офтальмологов.
Об авторах
А. Б. МовсисянРоссия
врач-офтальмолог, аспирант, ассистент кафедры офтальмологии
109472, Москва, Волгоградский пр-т, 168
107014, Москва, ул. Большая Оленья, 8a
А. В. Куроедов
Россия
Куроедов Александр Владимирович, д.м.н., профессор кафедры офтальмологии, начальник офтальмологического отделения
117997, Москва, ул. Островитянова, 1
107014, Москва, ул. Большая Оленья, 8a
П. Ч. Завадский
Россия
к.м.н., главный врач
185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Варкауса, 1б
А. Ю. Брежнев
Россия
к.м.н., доцент кафедры офтальмологии
305041, Курская область, г. Курск, ул. Садовая, 42а
Е. С. Абдрахманова
Россия
директор общества врачей-офтальмологов
450080, Республика. Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, 195, к. 2, кв. 115
В. В. Городничий
Россия
врач-офтальмолог
107014, Москва, ул. Большая Оленья, 8a
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021). https://edu.rosminzdrav.ru/normativno-pravovaja-baza/federalnye-zakony/?L=0 (Дата обращения: 10.12.2021)
2. Приказ Минздрава России от 21.11.17 №926 «Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года». https://edu.rosminzdrav.ru/fileadmin/user_upload/documents/mz/2017/926.pdf (Дата обращения: 10.12.2021)
3. Приказ Минздрава России от 22 ноября 2021 года N 1081н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов». https://edu.rosminzdrav.ru/fileadmin/user_upload/documents/zakoni/Novoe_polozhenie_ob_akkreditatsii.pdf (Дата обращения: 10.12.2021)
4. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) https://edu.rosminzdrav.ru/normativno-pravovaja-baza/federalnye-zakony/?L=0 (Дата обращения: 10.12.2021)
5. Портал непрерывного медицинского и фармакологического образования Минздрава России. https://edu.rosminzdrav.ru/ (Дата обращения: 10.12.2021)
6. Улумбекова Г.Э., Балкизов З.З. Непрерывное медицинское образование в России: что уже сделано и пути развития. ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучения. Вестник ВШОУЗ 2016; 3-4(5-6):37-49.
7. Тишков Д. С. Экономические тенденции дистанционного непрерывного медицинского образования в сравнении с привычным методом очного формата. Азимут научных исследований: экономика и управление 2021; 10(2(35)):344-346. https://doi.org/10.26140/anie-2021-1002-0073
8. Крючкова Н.Ю., Новикова И.И., Резанова Н.В. Актуальные вопросы непрерывного медицинского образования: история, проблемы, задачи, перспективы. Профилактическая медицина 2021; 24(3):111-117. https://doi.org/10.17116/profmed2021240311
9. Панков Д.Д., Ковригина Е.С., Панкова Т.Б., Магомедова Т.М. Опыт внедрения принципов непрерывного медицинского образования на педиатрической кафедре. Методология и технология непрерывного профессионального образования 2021; 1(5):26-37. https://doi.org/10.24075/MTCPE.2021.003
10. Трегубов, В. Н., Сизова Ж.М. Формирование индивидуальной траектории самообразования врача-специалиста в системе непрерывного медицинского образования. Медицинское образование и профессиональное развитие 2014; 4(18):91-99.
11. Нероев В.В. Состояние российской офтальмологической службы в свете проблем системы здравоохранения. Москва, РООФ 2014. https://helmholtzeyeinstitute.ru/photo/9-30-Doklad-Neroev-VV-otkrytie.pdf (Дата обращения: 10.12.2021)
12. Нероев В.В. Организация офтальмологической помощи населению Российской Федерации. Вестник офтальмологии 2014; 130(6):8-12.
13. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П. и др. Высшая школа России: вынужденный дистант и плановый переход на удалённый формат в период пандемии (опыт социологического анализа). Высшее образование в России 2021; 30(5):120-137. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-5-120-137
14. Национальное руководство по глаукоме для практикующих врачей. Под ред. Е.А. Егорова, В.П. Еричева. М: ГЭОТАР-Медиа 2019; 384.
15. ICO Guidelines for Glaucoma Eye Care. International Council of Ophthalmology; 2015: 22.
16. Клинические рекомендации «Глаукома первичная открытоугольная». https://cr.minzdrav.gov.ru/recomend/96_1 (Дата обращения: 01.12.2021)
17. Еременко Т. В. Публикационная активность ученых в российских регионах: библиометрический анализ на примере Рязанской области. Рязань: монография 2020; 186.
18. Куроедов А.В., Мовсисян А.Б., Егоров Е.А., Еричев В.П. и др. Профиль пациентов с первичной открытоугольной глаукомой в Российской Федерации (предварительные результаты многоцентрового популяционного исследования). Часть 2. Национальный журнал глаукома 2021; 20(2):31-42. https://doi.org/10.53432/2078-4104-2021-20-2-31-42
19. Куроедов А.В., Мовсисян А.Б., Егоров Е.А., Еричев В.П. и др. Профиль пациентов с первичной открытоугольной глаукомой в Российской Федерации. Национальный журнал глаукома 2021; 20(1):3-15. https://doi.org/10.25700/NJG.2021.01.01
Рецензия
Для цитирования:
Мовсисян А.Б., Куроедов А.В., Завадский П.Ч., Брежнев А.Ю., Абдрахманова Е.С., Городничий В.В. Дополнительное профессиональное образование врачей и результаты клинической практики (аналитическое онлайн-исследование). Национальный журнал Глаукома. 2022;21(1):62-70. https://doi.org/10.53432/2078-4104-2022-21-1-62-70
For citation:
Movsisyan A.B., Kuroyedov A.V., Zavadski P.C., Brezhnev A.Yu., Abdrakhmanova E.S., Gorodnichy V.V. Additional professional education of medical doctors and clinical practice results (analytical online study). National Journal glaucoma. 2022;21(1):62-70. (In Russ.) https://doi.org/10.53432/2078-4104-2022-21-1-62-70