Preview

Национальный журнал Глаукома

Расширенный поиск
Том 19, № 2 (2020)
Скачать выпуск PDF

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ 

3-10 329
Аннотация

ЦЕЛЬ. Изучить морфологические основы рефракционного сдвига, происходящего после фистулизирующей антиглаукомной хирургии.

МЕТОДЫ. В исследование включены 45 больных с декомпенсированной первичной открытоугольной глаукомой, которым была проведена синустрабекулэктомия (СТЭ). Пациентов обследовали до операции, через 1 неделю, 1 и 3 месяца. Проводили визометрию, определение внутриглазного давления (ВГД) и биомеханических свойств фиброзной оболочки глаза, определение биометрических параметров — величины переднезадней оси (ПЗО), глубины передней камеры (ПК), толщины хрусталика (ТХ), ширины зрачка (ШЗр). Исследовали рефракцию глаза и кератометрические показатели — кривизну роговицы в сильном (R1) и слабом (R2) меридианах, среднюю кривизну (Avg), а также уровень роговичного цилиндра.

РЕЗУЛЬТАТЫ. Большинство значимых изменений происходят через 1 неделю. После операции на протяжении всего периода наблюдения происходит миопизация: показатель сферы увеличивается с -0,2 [-1,19; 1,25] до -0,68 [-2,61; -0,32] дптр к 3-му месяцу. На 1-й неделе после операции цилиндрический компонент увеличивается с -0,54 до -1,13 дптр, затем он возвращается к прежним значениям (-0,62 [-1,6; -0,28] дптр на 3-й месяц). Роговичный цилиндр коррелирует с общим до 1 месяца после операции, затем он вновь увеличивается до -1,13 [-1,81; -0,94] дптр на 3-й месяц. На протяжении всего периода наблюдения преобладает прямой астигматизм. R1 и R2 изменяются почти симметрично, что затрудняет анализ генеза роговичного цилиндра. ВГД снижается в среднем с 24,8 [21,2; 29,0] до 9,2 [4,95; 16,2] мм рт.ст. на 1 неделю, затем оно находится в пределах 10-17 мм рт.ст. Динамика показателей биомеханики (гистерезис (CH), фактор резистентности роговицы (CRF)) соответствует уменьшению напряженности фиброзной оболочки глаза при компенсации ВГД после СТЭ. Длина ПЗО в сроки через 1 неделю уменьшилась в среднем на 0,11 [0,06; 0,22] мм, затем наблюдался недостоверный тренд к восстановлению ее. На 1 неделю глубина ПК уменьшилась с 2,45 [2,23; 2,64] до 2,39 [1,95; 2,65] мм, также с недостоверным обратным трендом в дальнейшем. Ширина зрачка на 1 неделю увеличилась с 3,03 [2,69; 3,38] до 3,63 [2,20; 4,06] мм; затем зрачок наполовину вернулся к начальному состоянию. Показатель сферического компонента рефракции обратно коррелирует с величиной ПЗО и ПК. Общий цилиндр коррелирует с роговичным, его сдвиг коррелирует со сдвигом роговичного цилиндра и более слабо обратно коррелирует с исходным цилиндром.

ВЫВОДЫ. После СТЭ происходит миопизация с преходящим астигматизмом. Рефракционный сдвиг зависит преимущественно от биометрических параметров глаза. Индуцированный астигматизм имеет роговичный характер.

11-21 516
Аннотация

ЦЕЛЬ. Определение ключевых факторов нарушения приверженности к лечению (комплаентности) и продолжительности в выполнении назначений по времени от начала терапии до ее прекращения (персистентности) у пациентов с глаукомой при изучении субъективного мнения врачей-офтальмологов с разным стажем и местом работы.

МЕТОДЫ. В исследование были включены 509 анкет от 631 врача из России и 6 стран СНГ. Все анкеты врачей были разделены на группы в зависимости от их стажа и места работы, вида собственности лечебно-профилактического учреждения (государственной или частной) и формы оказания медицинской помощи (амбулаторной или стационарной). Метод сбора данных: онлайн-анкетирование. Значимость 32 отобранных факторов комплаентности оценивалась по балльной системе от 10 (максимально значимого фактора) до 1 (минимально значимого фактора). Программа анализа: Statistica 8.0 (StatSoft Inc., США).

РЕЗУЛЬТАТЫ. Анализ данных позволил получить средние сроки непрерывного соблюдения назначенной терапии в зависимости от принадлежности участников анкетирования к той или иной группе. Персистентность (период непрерывного соблюдения рекомендаций) низкокомплаентных пациентов составила от 15 до 27,5 дней в году, высококомплаентных — от 180 до 300 дней в году. Мнение врачей зависело от стажа и места их работы. Выявлены доли «низкокомплаентных», «среднекомплаентных» и «высококомплаентных» пациентов. Проанализированы конкретные факторы приверженности пациентов к соблюдению рекомендаций, связанные непосредственно с лечением, состоянием пациента, особенности поведенческой и социальной комплаентности. Результаты исследования показали различия мнений практикующих врачей в зависимости от стажа, места работы и вида лечебного учреждения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В анализируемых группах врачей, разделенных по стажу работы, разница в представлениях о комплаентности пациентов не выявлена. Доля «низкокомплаентных» пациентов составляет в среднем 20% [10; 30], «среднекомплаентных» — 30% [20; 45] и «высококомплаентных» — 50% [30; 60]. Чем больше стаж, тем более высокие требования предъявляются врачами к соблюдению рекомендаций. Предполагается, что «низкокомплаентные» пациенты соблюдают рекомендации в течение 20 [7; 60] дней в году, «среднекомплаентные» — 90 [20; 200], «высококомплаентные» — 200 [40; 350]. Ведущими факторами нарушения комплаентности во всех группах являются: отсутствие мотивации, сложный режим инстилляций, отсутствие контакта с врачом, низкая степень информированности о заболевании, возраст, забывчивость, наличие побочных эффектов, стоимость, лень, семейный анамнез глаукомы. На первом месте во всех группах отмечают факторы поведенческой комплаентности — до 75%.

23-29 286
Аннотация

ЦЕЛЬ. Сравнить биометрические, биомеханические и кераторефрактометрические изменения после синустрабекулэктомии (СТЭ) и непроникающей глубокой склерэктомии (НГСЭ).

МЕТОДЫ. В исследование были включены 45 пациентов, перенесших СТЭ, и 45 пациентов, перенесших НГСЭ. Пациентов обследовали до операции, на 1 неделе, 1 и 3 месяцах после операции. Определяли внутриглазное давление (ВГД) и биомеханические свойства фиброзной оболочки глаза, длину переднезадней оси (ПЗО), глубину передней камеры (ПК), толщину хрусталика (ТХ), ширину зрачка (ШЗр). Исследовали рефракцию и кератометрические показатели — кривизну роговицы в сильном (R1) и слабом (R2) меридианах, среднюю кривизну (Avg), а также значение роговичного цилиндра.

РЕЗУЛЬТАТЫ. После СТЭ и НГСЭ происходят сравнимые изменения ВГД, биомеханических и рефракционных показателей. В двух группах достоверно отличаются следующие значения: через 1 неделю после операции – глубина ПК (2,39 [1,95; 2,65] после СТЭ, 2,62 [2,33; 2,89] мм после НГСЭ), на 1-й месяц — глубина ПК (2,42 [2,24; 2,70] после СТЭ, 3,11 [2,68; 3,17] мм после НГСЭ), ПЗО (23,70 [22,70; 24,11] после СТЭ, 25,11 [23,95; 26,25] мм после НГСЭ), R1 (7,53 [7,36; 7,70] после СТЭ, 7,93 [7,89; 8,05] мм после НГСЭ) и Avg (7,47 [7,27; 7,65] мм после СТЭ, 7,88 [7,60; 7,92] мм после НГСЭ). В сроки через 3 месяца после хирургического вмешательства не выявлено достоверных различий между группами. В группе НГСЭ выявлена корреляция между изменением рефракции с развитием астигматизма и значением фактора резистентности роговицы.

ВЫВОДЫ. Наиболее значимыми послеоперационными различиями в глазах, перенесших СТЭ и НГСЭ, являются глубина ПК через 1 неделю, а также длина ПЗО, ПК и кривизна роговицы на 1 месяц. Изменение рефракции и появление астигматизма после НГСЭ зависят от исходных биомеханических показателей роговицы.

31-38 331
Аннотация

ЦEЛЬ. Сравнительный анализ влияния новых отечественных вискоэластиков (Когевиск и Адгевиск, «Solopharm») на уровень внутриглазного давления (ВГД) в раннем послеоперационном периоде после выполнения факоэмульсификации катаракты.

МЕТОДЫ. Клиническое исследование базировалось на оценке клинико-функционального состояния 60 пациентов (60 глаз), которые были распределены на 2 группы в зависимости от использовавшегося в ходе операции факоэмульсификации (с применением технологии Softshell) вискоэластичного препарата: в 1-й группе (30 пациентов, 30 глаз) для защиты тканей вводился Адгевиск, а для создания объема — Когевиск; во 2-й группе (30 пациентов, 30 глаз) для защиты тканей применялся Вискот, а для создания объема — Амвиск Плюс. В послеоперационном периоде все пациенты получали стандартное противовоспалительное лечение. Статистически значимых различий в среднем возрасте, поле, предоперационном ВГД и предоперационной центральной толщине роговицы (ЦТР) между двумя группами не отмечалось. До операции и в послеоперационном периоде (спустя 30 минут, 2 часа, 1 сутки, 7 дней) измерялся уровень ВГД, а спустя 1 сутки и 1 неделю — ЦТР, плотность эндотелиальных клеток (ПЭК). Оценивалась продолжительность операции и объем потребовавшейся в ходе каждой операции жидкости.

РЕЗУЛЬТАТЫ. Уровень ВГД после выполняемой операции транзиторно повышается у каждого пациента, наиболее выражено повышение спустя 2 часа после операции. Не было выявлено статистически значимой разницы в выраженности транзиторной офтальмогипертензии между двумя группами, так же как и между ЦТР и ПЭК в обеих группах. Не отмечалось достоверного различия времени операции в группах. Во время имплантации интраокулярной линзы в двух группах осложнений не наблюдалось.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Исследуемые вискоэластичные препарата Адгевиск и Когевиск показали удобство в применении, безопасность, отсутствие побочных эффектов, сравнимые с другими вискоэластиками пики ВГД в раннем послеоперационном периоде. Привлекательной представляется экономическая составляющая новых вискоэластичных растворов с учетом их отечественного производства.

39-50 592
Аннотация

ЦЕЛЬ. Исследовать возрастные нормы внутриглазного давления (ВГД) при использовании тонометрии по Маклакову.

МЕТОДЫ. Обследовали лиц европеоидной расы без глаукомы в возрасте 45-75 лет. Исследуемым измеряли ВГД тонометром Маклакова весом 10 грамм в период с 9:00 до 12:00 с последующей оценкой отпечатка по линейке Нестерова - Егорова, измеряли центральную толщину роговицы (ЦТР) и проверяли остроту зрения. Всех исследуемых разделили на три группы по возрасту: группа 1 — 45-55 лет, группа 2 — 56-65 лет, группа 3 — 66-75 лет.

РЕЗУЛЬТАТЫ. Обследован 791 человек; из 1 499 глаз приняты 1 429 (95,3%). ВГД составило в группе 1 — 16,1±3,3 мм рт.ст.; в группе 2 — 16,3±3,3 мм рт.ст.; в группе 3 — 16,2±3,5 мм рт.ст. ЦТР составило в группе 1 — 545,7±14,6 мкм; в группе 2 — 545,3±15,4 мкм; в группе 3 — 544,7±14,6 мкм. Острота зрения составила в группе 1 — 0,93±0,13; в группе 2 — 0,89±0,15; в группе 3 — 0,81±0,18. Среднее ВГД у мужчин — 16,4±3,3 мм рт.ст., у женщин — 16,5±3,3 мм рт.ст. Возраст, острота зрения, ЦТР и ВГД имеют нормальное распределение; ВГД и ЦТР в разных группах достоверно не различаются. Наблюдаемые параметры ни в одном случае значимо не коррелируют друг с другом. Не выявлено разницы в ВГД у мужчин и женщин.

ВЫВОДЫ. В здоровой взрослой популяции ЦТР и ВГД имеют нормальное распределение и не претерпевают значимых изменений с возрастом. ВГД не зависит от пола. Среднее ВГД в исследуемой популяции составляет 16,2±3,4 мм рт.ст., средняя ЦТР — 545,3±15,1 мкм.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 

51-58 402
Аннотация

Повышенный уровень внутриглазного давления (ВГД) является единственным модифицируемым фактором риска развития и прогрессирования глаукомы. Терапия глаукомы до проведения хирургического лечения может заключаться в инстилляциях нескольких гипотензивных препаратов в течение длительного времени. Лучшие антиглаукомные средства обладают наибольшим гипотензивным эффектом при минимальной кратности закапывания. Фиксированная комбинация биматопроста и тимолола в настоящее время является наиболее эффективной среди известных препаратов. Добавление к этому режиму местных ингибиторов карбоангидразы, в частности бринзоламида, может считаться максимальной терапией глаукомы при оптимальной переносимости. В данном обзоре предпринята попытка обобщить актуальные данные о наиболее эффективных антиглаукомных средствах, в частности, о фиксированной комбинации биматопроста и тимолола, а также бринзоламиде. Помимо прочего, будет затронута тема своевременности проведения хирургического лечения на максимальном режиме.

59-65 304
Аннотация

В настоящее время основным методом лечения глаукомы является гипотензивная терапия. Зачастую достижение целевого уровня офтальмотонуса возможно лишь при одновременном применении нескольких топических гипотензивных средств. Сложный режим инстилляций и высокая частота нежелательных явлений способствуют уменьшению приверженности лечению. Все это приводит к снижению эффективности проводимой терапии и прогрессированию заболевания. Применение фиксированных комбинаций препаратов позволяет упростить режим закапываний в течение суток и снизить частоту развития нежелательных явлений. Применение фиксированных комбинаций аналогов простагландинов и тимолола малеата позволяет достигать более выраженного гипотензивного эффекта при однократной инстилляции препарата в течение суток. В данном обзоре мы попробуем обобщить современные данные о фиксированной комбинации латанопроста и тимолола малеата, ее фармакологических свойствах и гипотензивном эффекте в сравнении с другими гипотензивными средствами и их комбинациями.

66-74 297
Аннотация

Первичная открытоугольная глаукома как хроническая прогрессирующая нейропатия, характеризующаяся функциональными и структурными изменениями зрительного нерва, является одной из основных причин слепоты и инвалидности. При общей распространенности в популяции 3%, среди пациентов с сахарным диабетом (СД) риск заболеваемости глаукомой увеличивается в 1,4 раза и возрастает по мере увеличения продолжительности заболевания. Показана роль уровня гликемии как важного фактора риска развития и прогрессии патологии. Сходные патогенетические механизмы развития заболевания определяют их как нейродегенеративные вследствие развития клеточного апоптоза, связанного с избыточным освобождением глутамата, образованием активных форм кислорода, конечных продуктов гликирования и окисления липидов, с митохондриальными нарушениями. Теория «мозгового диабета» рассматривает глаукому как диабет 4 типа. При этом определяющей становится роль компенсации углеводного обмена, при отсутствии которой инсулинорезистентность усугубляет транссинаптическую нейродегенерацию. Центральная теория резистентности к инсулину у пациентов с СД объясняет механизмы развития глаукомы за счет нарушения трабекулярного оттока, сосудистых изменений (амилоидная ангиопатия) и глиальной активации. Использование метформина и инсулина снижает риск развития и тяжесть прогрессирования глаукомного процесса. Исследования структурных и ангиографических параметров оптической когерентной томографии показали сходное уменьшение объема комплекса ганглиозных клеток, средней толщины слоя нервных волокон сетчатки, перипапиллярной плотности капиллярного слоя у пациентов с глаукомой и СД. Коморбидное их течение сопровождается выраженными структурными и функциональными изменениями вследствие нейродегенеративного процесса, что предопределяет варианты их течения, риск ранней прогрессии и тяжелой потери зрительных функций. Пациенты с глаукомой на фоне СД должны находиться под более пристальным наблюдением специалистов, быть информированы о рисках и необходимости как адекватного гликемического контроля, так и мониторинга функциональных и структурных изменений зрительного нерва и сетчатки.

76-87 701
Аннотация

Неоваскулярная глаукома является тяжелой патологией органа зрения, которая трудно поддается медикаментозному и хирургическому лечению. Данная форма глаукомы характеризуется быстрым прогрессированием, высоким уровнем внутриглазного давления, выраженным болевым синдромом и снижением зрительных функций вплоть до полной их утраты. Наиболее частыми состояниями, при которых развивается неоваскулярная глаукома, являются диабетическая ретинопатия и тромбоз центральной вены сетчатки. Эндотелиальные клетки сосудов в ответ на специфический стимул в виде гипоксии вырабатывают проангиогенные факторы, наиболее значимым из которых является VEGF. Возникающий дисбаланс между про- и антиангиогенными факторами провоцирует развитие неоваскуляризации структур глаза. С целью уменьшения неоваскуляризации и снижения осложнений хирургического лечения применяются панретинальная лазеркоагуляция и введение анти-VEGF препаратов. В настоящее время для лечения неоваскулярной глаукомы применяются такие хирургические методы, как трабекулэктомия и имплантация трубчатых дренажей. Альтернативой хирургическим вмешательствам являются циклодеструктивные вмешательства. Новой технологией, характеризующейся отсутствием выраженного повреждающего действия на ткани и малым количеством осложнений, является транссклеральная циклофотокоагуляция в микроимпульсном режиме с использованием диодного лазера.

88-96 619
Аннотация

Глаукома является одним из ведущих заболеваний, приводящих к инвалидности по зрению и слепоте. В настоящее время хирургическое вмешательство является наиболее эффективным способом нормализации уровня внутриглазного давления (ВГД) и сохранения зрительных функций при глаукоме. В зависимости от материала различают следующие виды дренажей: на основе коллагена; с металлической основой; с синтетической полимерной и биополимерной основами. В работе изложены основные характеристики перечисленных видов дренажей и приведены литературные данные по их применению в клинической офтальмологической практике. На основании анализа данных сделано заключение, что из-за несовершенства материалов вокруг дренажей формируется плотная соединительнотканная капсула, облитерирующая вновь созданные пути оттока внутриглазной жидкости. Большой выбор дренажей, существующий в настоящее время, говорит об отсутствии материала, вокруг которого не формировалась бы рубцовая ткань. В настоящее время наиболее сбалансированными свойствами обладают синтетические дренажи из природных полимеров. Они сочетают в себе достоинства всех групп: большую стойкость по сравнению с природными полимерами, высокую биосовместимость, физиологический транспорт внутриглазной жидкости. Однако и они не соответствуют всем необходимым критериям, что обуславливает дальнейший научный поиск в этом направлении.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-4104 (Print)
ISSN 2311-6862 (Online)